В России растёт желаемая продолжительность жизни


Желаемая продолжительность жизни в России в среднем составляет 87,6 года. Об этом говорится в опросе СберНПФ. Ожидания граждан выросли по сравнению с 2019 годом: тогда этот показатель составлял 86,7 года. Больше всех в стране о долголетии мечтают москвичи: их ориентир — это 91,3 года, на втором месте — томичи (90,2 года), а на третьем — махачкалинцы (90,1 года). Исследование также показало, что мужчины хотят жить дольше, чем женщины. 

Профессор кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, доктор философских наук Лилия Мулляр, комментируя данные статистики, отмечает, что: «В опросе СберНПФ  фигурирует понятие «желаемая продолжительность жизни», взятое только в количественном аспекте, что отражает лишь экстенсивную составляющую в ожидании россиян. При этом интенсивная составляющая, характеризующая качество жизни граждан (имеет особенное значение в зрелом возрасте), никак не представлена, что демонстрирует  односторонний подход авторов опроса и позволяет предположить  нацеленность на  формальноеотношение к важнейшей социально-демографической проблеме». 

Эксперт также пояснила, что долголетие — не только желание граждан; это показатель  состоятельностигосударства в социальной сфере, одно из подтверждений работающей статьи Конституции,  один из важнейших критериев общественного прогресса. Но (!) при некоторых условиях. По мнению профессора кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, доктора философских наук Лилии Мулляр, это:

- от государства требуется не социальная поддержка, которая фрагментарна и одномоментна, а системная и перманентная социальная политика; в качестве прецедента такой политики хорошо бы российским чиновникам изучить опыт Норвегии, инвестирующей «нефтяные» доходы в улучшение качества жизни, которое закономерно способствует увеличению количества жизни (долголетию); тем более, что министр финансов А. Силуанов не так давно высказывался по поводу обустройства российской действительности «как в  Норвегии»;

- установка на массовое развитие спорта как условие долголетия напоминает «мечтания Манилова», поскольку заведомо не выполнима  при ценовой политике в сфере физкультуры и спорта;

- помимо трансформации образа жизни россиян (мало понятно, что она подразумевает), на государственном уровне необходима просветительская работа по трансформации мировоззрения россиян, чтобы исключить любые проявления дискриминациипо отношению к людям зрелого и пожилого возраста.