Эксперт СКИ РАНХиГС рассказала о росте цен на «борщевой набор»

«Борщевой набор» — это вполне легитимный экономический индикатор,  которым оперирует председатель российского ЦБ Э. Набиуллина. 


Овощи "борщевого набора"  - это товары повседневного спроса, обладающие высокой социальной значимостью, поэтому они должны быть доступны каждому россиянину. 

Вместе с тем, по данным Росстата, в июне 2021 года морковь подорожала на 150%, капуста — почти на 89%, лук — на 35%, картофель — на 80,4%. В результате средняя стоимость продуктов для приготовления борща к июлю 2021 года выросла до 314 рублей, что на 13% выше, чем в начале года.  При этом доходы россиян росли намного медленнее.

По мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидата социологических наук Ирины Долговой, есть несколько причин возникновения такой ситуации.

К объективным можно отнести неблагоприятные погодные условия в 2020 году, в результате чего российские производители картофеля и моркови собрали урожай меньше на 15%. Объем российского картофеля, пригодного к реализации в сети, был ниже прошлого года на 20-30% (в зависимости от региона), поэтому уже в апреле 2021 года торговые сети перешли на реализацию  картофеля из Египта.  В Египте (основная страна-поставщик) из-за раннего окончания сезона возник дефицит картофеля, что не могло не отразиться на цене. 

Сезон реализации российской моркови завершился в апреле, поэтому в сетевой торговле реализовывалась в основном морковь мытая из Израиля, Турции, Египта). Дефицит моркови в Израиле - основном поставщике - также привел к повышению цены.

Рост цены на свеклу связан с острым дефицитом в России – урожай российских производителей закончился,  а сборы нового урожая в странах ближнего зарубежья не начались из-за неблагоприятных погодных условий.

Безусловно, есть и субъективные причины. В первую очередь, это критическая ситуация с инфраструктурой и сбытом.

Самая большая проблема с «борщевым набором», по мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидата социологических наук Ирины Долговой,  заключается в том, что в стране катастрофически не хватает овощехранилищ. Именно современные овощехранилища позволяют сберечь осенний урожай до следующего года — вплоть до уборки нового урожая. В России на сегодняшний день по статистике функционируют овощехранилища суммарной мощностью примерно 7 300 тыс. тонн. Этого хватает для хранения около 30% выращенного урожая картофеля и овощей, однако лишь 42% мощностей подходят для долгосрочного хранения  продукции.

«Что касается сбыта, то  средние и малые  хозяйства имеют серьезные  проблемы с выходом на рынок: они не в состоянии выполнить условия  входа в торговые сети. В тоже время отсутствуют доступные и комфортные постоянно действующие торговые площадки для реализации овощей и фруктов, которые могли бы использоваться производителями сельхозпродукции напрямую. Проведение сезонных ярмарок выходного дня кардинально проблему не решает», - поясняет эксперт.

«Свой вклад в увеличение цен на овощную продукцию вносит  рост тарифов на коммунальные услуги, транспорт, индексацию зарплат работников.  Выросшие издержки производители не могут перекладывать никуда, кроме как в цены. 

В Ставропольском крае основные факторы роста цен на "борщевой набор"  - это нехватка овощехранилищ и небольшое количество производств, где овощи не только выращивают, но и моют и упаковывают. Поскольку федеральные торговые сети закупают овощи только в мытом и упакованном виде, на прилавки сетей напрямую от ставропольских производителей попадает только 5-10% продукции, а 65%  уходит перекупщикам.

Производители не имеют возможности самостоятельно сбывать продукцию на розничном рынке, поэтому  65%  овощной продукции забирают перекупщики, которые устанавливают цены, как правило, невыгодные и производителю, и конечному потребителю.

Выход из ситуации - создание  кооперативов из фермеров и хозяйств, которые сами будут определять условия и цену реализации продукции.

Также важно поддержать местных производителей, дать им возможность зайти в торговые сети, что обеспечит "прозрачность" ценообразования и возможность контролировать размер торговой надбавки на "борщевой набор"», - рассказала доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук Ирина Долгова.